ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки. На их основе Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложив в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Рассмотрим все эти варианты для создания общего представления о детях с ОВЗ.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья – не имеются
Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья – не имеются
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья – не имеются
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не имеются, проводится работа с детьми-инвалидами по АОПП в соответствии с заключениями по ПМПК
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной
организации – имеется пандус
Сведения о специальных условиях питания – не имеются
Сведения о специальных условиях охраны здоровья – не имеются
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не имеются
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается
доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – частично
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования – не имеются
Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие,
интернат – не имеются
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья – не имеются
Доступная среда
Проект доступная среда
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п